История Ушу

parallax background

Ушу (武术) – это общее название для всех боевых искусств, существующих в Китае. Состоит из двух иероглифов: 武 wu («у») – «военный, боевой» и 术 shu («шу») – «искусство, техника».

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу. Эти формы с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войск (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. — 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые зачастую держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о приёмах, отдалённо напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В разделе «Малые Оды» литературного памятника эпохи Хань «Шицзин» (Книга песен), в «Оде о клеветниках», встречается строка «У цюань у юн», которая может быть переведена как: «Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом». В период Тан и Сун (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань.


Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цин. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу — «Цзисяо синьшу» (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции дало толчок развитию огромного количеству стилей и направлений, основанных на разных принципах и различных философских школах. С появлением огнестрельного оружия ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в это период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведение его в соответствие с ценностными характеристиками «саньцзяо» — трех основных философских школ Китая: Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как «Цюань и шу чжэнь», «Багуацюань сюэ», «Тайцзицюань сюэ» «Синъицюань сюэ» Сунь Фуцюаня, «Чэньши тайцзицюань тушо» Чэнь Синя, «Тайцзицюань цзин» Ван Цзунъюэ и другие.


В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся «ихэцюань» (кулаки согласия и справедливости), практиковали эзотерические формы ушу с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создаётся «Цзинь у хуэй» — Ассоциация «Боевой дух», по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.


С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признаётся официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создаётся Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются «вечерние спортивные школы ушу» (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.


В 1979 году Госкомспорт КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет, позволила зафиксировать на видеоплёнку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать «Большой энциклопедический словарь китайского ушу», где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.


В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан «Институт изучения ушу КНР» (Чжунго ушу яньцзю юань), в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.


Признание ушу Международным Олимпийским Комитетом открыло новую страницу в истории этого вида спорта.


 

+998 (71) 232 08 81

+998 (99) 823 66 16